Идеомоторные методы как способ преодоления стресса

Страница 4

Теория уровневого построения движения:

структура движения физиологически была обоснована и наглядно изложена в теории уровневого построения движения Николая Александровича Бернштейна. В результате своих исследований он выделил четыре фазы мыслительной работы, которую человек проводит перед выполнением любого движения:

Восприятие и оценка ситуации: объединение сигналов, поступающих от анализаторов, в единый образ текущей ситуации и анализ ее с позиции достижения цели.

1. Построение модели желаемого будущего: постановка цели действия, создание образа ситуации, которая должна быть достигнута в результате выполнения действия.

2. Создание алгоритма действия: определение последовательности операций, необходимых для перехода от текущей ситуации к желаемой.

3. Конкретизация исполнительских систем: определение конкретных систем-реализаторов алгоритма и команд, необходимых для выполнения действия. В результате наш мозг формирует комплект сигналов к мышцам.

В процессе выполнения движения фазы мыслительной работы регулярно повторяются, обеспечивая механизм обратной связи и коррекцию движения. Само же движение выполняется через активацию различных участков центральной нервной системы (ЦНС), и по характеру выполняемого движения Н.А. Бернштейн предлагает выделять пять уровней (таблица 2).

Таблица 2

Содержание

Участок ЦНС

Пример

A

уровень палеокинетических регуляций

рубро-спиальный

статические позы: за рулем, в танце, во сне, тонус мышц

B

уровень синергий

таламо-паллидарный

циклические и повторяемые движения: шаг в беге, гребок в плавании

C

уровень пространственного поля

пирамидально-стриарный

пространственная «привязка»:

попасть в цель, взять объект

D

уровень действий (смысловых цепей)

теменно-премоторный

достижение цели:

открыть дверь, снять шляпу

E

уровень индивидуального артистизма

кора больших полушарий

Особенности почерка, походки

Комплекс движений, который имеет конкретную смысловую цель (уровень D), является целостным действием, и в повседневной жизни мы преимущественно оперируем именно действиями, не анализируя составляющие его компоненты. В каждом движении обычно задействованы несколько уровней, но ведущим является только один из них, в зависимости от главной цели действия. Обучение движению происходит от уровня А до уровня Е или наоборот, но для успешного освоения следует сохранять последовательность использования уровней и идеомоторные образы могут использоваться на любом этапе работы.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Еще по теме:

Неправильные мотивы учения школьников как причина школьного стресса
Несмотря на то, что в лаборатории ведутся исследования, касающиеся различных сторон отношения школьников к действительности, исследования, связанные с отношением детей к учению и школе, рассматриваются как центральные. Анализируя характе ...

Природа детского «эдипова комплекса»
Легко заметить, что маленький мужчина один хочет обладать матерью, воспринимает присутствие отца как помеху, возмущается, когда тот позволяет себе нежности по отношению к матери, выражает свое удовольствие, если отец уезжает или отсутству ...

Правильно питаемся
Основой успешного вынашивания ребенка считается правильное питание будущей мамы. Главные диетические требования к меню – полноценность и переносимость. Последнее связано с тем, что у многих беременных появляются своеобразные пищевые " ...