Модель стрессовой реакции

Страница 2

К такому виду относится акустический стресс, стресс, связанный с действием перегрузок, вибрации и т.п.

3. Профессиональный: (связан со сложностями, возникающими в процессе выполнения профессиональной деятельности). Выделяется в особый вид, хотя может включать в себя различные виды стресса, например, физиологический, межличностный, информационный и др. Неинтересная работа - важный фактор стресса. Люди, имеющие более интересную работу, проявляют меньше беспокойства и менее подвержены физическим недомоганиям.

Организационный. Возникает при перегрузке, конфликте ролей, неопределенности ролей, неинтересной работе.

Широко распространенной причиной стресса в организациях является перегрузка, т.е. работнику поручено непомерное количество заданий. В этом случае возникает беспокойство, чувство безнадежности и материальных потерь.

Конфликт ролей возникает, когда работнику предъявляют противоречивые требования, т.е. бывают ситуации, когда работник, с одной стороны, хочет быть принят группой и соблюдать требования руководства - с другой. В результате возникают чувства беспокойства и напряжения.

Неопределенность ролей возникает, когда работник не уверен в том, что от него ожидают. В отличие от конфликта ролей здесь требования не будут противоречивыми, но они уклончивы и неопределенны.

4. Финансовый: (связан с финансовыми затруднениями, кризисами).

5. Экологический: (отражает неблагоприятное влияние загрязненной окружающей среды на человека. К этому же виду стресса относятся экологические аварии и катастрофы, а также различные виды эпидемий).

6. Природный: (причиной являются стихийные бедствия).

7. Общественный: (испытываемый большими группами населения в связи с экономическими проблемами, войнами, региональными конфликтами, безработицей и др.).[7]

О том, что современные люди подвержены стрессам, свидетельствует увеличение в гигантских размерах употребления успокоительных средств, рост самоубийств, числа алкоголиков и наркоманов, а также увеличение числа людей с психическими и психосоматическими заболеваниями.

Наличие стрессов в жизни человека не может не сказываться на его работе, которая сама, в свою очередь, может не только прямо, но и косвенно влиять на его частную жизнь. Эффективность и успешность профессиональной деятельности зависит от многих факторов, в том числе и от стрессогенных (являющихся причиной возникновения стресса). В связи с особой актуальностью рассматриваемой проблемы хотелось бы осветить ее в контексте профессиональной деятельности.

Феномен стресса. С давних времен явление стресса изучалось людьми. Было выявлено, что стресс может влиять на человека как отрицательно, так и положительно.

Стресс, положительно влияющий на человека, получил название эустресса, а влияющий отрицательно был назван дистрессом. Стрессором принято называть воздействие, приводящее к возникновению стрессовой ситуации. В чем же заключается положительное действие стресса? Если действие стрессора непродолжительно и недостаточно интенсивно, то стресс может оказывать мобилизующее воздействие (эустресс), в результате чего наблюдается повышение эффективности и даже активизация деятельности. При эустрессе возрастает способность к концентрации, переключению и распределению внимания, улучшается память.[8]

При повторном воздействии стрессоров, имеющих схожий характер и не обладающих высокой интенсивностью, у людей может повышаться устойчивость к воздействию стресса (повышается стрессоустойчивость). В настоящее время существует ряд методик, разработанных учеными, которые направлены на повышение стрессоустойчивости. Если же воздействие стрессора сильно или продолжительно, то ни о каком положительном влиянии стресса речи уже идти не может: он действует отрицательно на организм человека.

Страницы: 1 2 3 4 5

Еще по теме:

Проблема выбора у индивидов разных возрастов и типов личностей
В процессе жизнедеятельности человек не пребывает в информационном вакууме, поэтому, принимая какое-либо решение должен определить для себя основания выбора. На языке формальной логики это звучит следующим образом: прежде чем вынести суж ...

В мире предметов
В процессе общения ребенка со взрослым начинает складываться новая ведущая деятельность–предметная, которая займет свое место на следующем этапе развития, в период от 1 года до 3 лет. В первом полугодии жизни предмет является для ребенка ...

Психика и особенности строения мозга
Психика является продуктом деятельности коры больших полушарий головного мозга. Эта деятельность называется высшей нервной деятельностью. Открытые И.М. Сеченовым и И.П. Павловым и их последователями принципы и законы высшей нервной деятел ...