Модель стрессовой реакции

Страница 3

Хотя стресс и рассматривается в аспекте взаимодействия между человеком и окружающей средой, его следует трактовать как индивидуальный феномен. То, что является стрессогенным для одного человека, может не быть таковым для других людей. Не само по себе стрессогенное воздействие является причиной ответа организма человека на него соответствующей реакцией, а отрицательная оценка, «неприятие стимула с биологической, психологической, социальной и других точек зрения данного индивида».

Особый интерес к проблеме стресса был привлечен работами Г.Селье (1956), который предлагал понимать стресс как неспецифический ответ организма на любое предъявляемое к нему требование. Селье считал, что защитная реакция организма на повторяющееся действие стрессора проходит через три стадии, совокупность которых он назвал общим адаптационным синдромом.

Первая стадия - это реакция тревоги. В организме появляются изменения, характерные для первоначального воздействия стрессора и направленные на ослабление его влияния.

На следующей стадии - резистентности - организм начинает адаптироваться к продолжительному воздействию стрессора. Изменения, характерные для реакции тревоги, исчезают. При этом повышаются требования к адаптационным системам организма, но он функционирует на уровне, мало отличающемся от нормального, не стрессового состояния.

Поскольку адаптационная энергия не беспредельна, и если действие стрессора продолжается, то наступает стадия истощения. Снова появляются симптомы, характерные для реакции тревоги, и человек может даже погибнуть.

Г.Селье предложил различать «поверхностную» и «глубокую» адаптационную энергию.[9]

О самих же стрессогенных ситуациях можно сказать, что они делятся на кратковременные и долговременные. При кратковременном стрессе расходуется поверхностная адаптационная энергия и немного - глубокая. К тяжелым последствиям может привести ситуация кратковременного стресса, при которой воздействие стрессора столь велико, что поверхностной адаптационной энергии недостаточно, а темп мобилизации глубокой адаптационной энергии слишком мал для возмещения расходуемой поверхностной энергии. При долговременном стрессе мобилизуется энергия двух уровней адаптации.

К числу наиболее опасных стрессовых ситуаций относятся аварии, катастрофы, стихийные бедствия, войны и другие аналогичные явления. Наиболее ярко проявляются особенности действий людей в подобных ситуациях, и можно выделить несколько типов поведения:

- напряженный - характерны замедленность, скованность, напряженность, а также интенсивные реакции на эмоциональные воздействия;

- трусливый - уклоняется от необходимых действий. Преобладают эмоция страха и инстинкт самосохранения;

- тормозной - характеризуется полной заторможенностью действий;

- агрессивно-бесконтрольный - действия человека агрессивны, бессмысленны и бесконтрольны, он действует под влиянием аффекта (т.е. очень сильной эмоции, например, страха, гнева и т.п.);

- прогрессивный - деятельность осуществляет успешно, затраты сил и утомляемость невелики, повышенный тонус;

- суетливый - мечется, не может принять решение и осознать приоритетное направление действий;

- уходящий в мелочи - не видит цели, занимается второстепенными делами;

- временно заторможенный - сначала заторможен, а затем активно действует в нужном направлении;

- ложно-прогрессивный - активно действует, но делает совсем не то, что нужно.[10]

Люди по-разному реагируют на стресс. Ходит легенда о том, что воинов в войско Александра Македонского отбирали не только по их военным умениям и выносливости. Их ставили в трудную ситуацию и смотрели: кто из них бледнеет, а кто краснеет. На воинскую службу принимались последние. Еще в те времена было известно о различных реакциях на ситуацию стресса: активной и пассивной. Румянец воинов был индикатором их реакции на стресс (активное реагирование).[11]

Страницы: 1 2 3 4 5

Еще по теме:

Уровни социально-психологической напряженности
Процесс развития социальной напряженности можно представить в виде последовательной смены стадий: 1. Стадия нормального состояния социальной напряженности, которая определяется ее фоновым значением. Фон социальной напряженности постоянно ...

Мотивация и формирование личности
Формирование личности осуществляется в процессах социализации индивидов и направленного воспитания: освоения ими социальных норм и функций (социальных ролей) посредством овладения многообразными видами и формами деятельности, богатство ко ...

Подростковый возраст и его специфика
Подростковый период – это переходный этап от детского развития к взрослой стадии онтогенеза. Определим возрастные рамки этой стадии, т.к. терминология в области взросления несколько запутана, например, в толковом словаре В.И. Даля подрос ...