Роль родителей в профилактике агрессивности подростка

Информация о психологии » Причины подростковой агрессивности » Роль родителей в профилактике агрессивности подростка

Страница 1

Воспитание человека начинается с семьи. Данного аспекта мы так же уже касались во второй главе. От стиля воспитания в семье во многом зависит степень агрессивности ребёнка. Исследователями отмечено, что если родители снисходительно относятся к агрессивным действиям своих детей и даже склонны им потакать, то дети становятся ещё агрессивнее. В то же время дети, подвергавшиеся очень строгим наказаниям, так же отличаются большей агрессивностью. Авторитарный стиль воспитания, выражающийся в физическом подавлении и психическом унижении личности ребёнка, неизбежно его травмирует. Ребёнок становится агрессивным или наоборот тревожным и заискивающим перед окружающими. Нарушается доверительный контакт между родителями и ребёнком. Атмосфера агрессии и отвержения выталкивает ребёнка из семьи.

По данным социологов большинство родителей (85%) отрицательно относятся к жестоким методам воспитания. Но это не мешает некоторым из них применять их достаточно регулярно. Родители, проявляющие жестокость в отношении детей составляют 40%. Чем же вызван такой большой процент агрессивности родителей?

Можно предположить, что родители воспринимают подобные свои действия в позитивном свете, или объясняют их целесообразностью, или же не находят в себе сил поступить иначе. Жестокость родителей можно разделить на враждебную агрессию, инструментальную агрессию и невротическую конфликтность.

Враждебная (деструктивная) агрессия встречается чаще всего в семьях алкоголиков и других моральных уродов. Выражается в самой грубой и неприкрытой форме. Ребёнок в таких семьях подвергается непрерывному рукоприкладству (наказаниям ремнём, подзатыльникам, дёрганью за ухо и др.). Словесные оскорбления и унижения в такой семье в порядке вещей. Агрессия является самоцелью. Ребёнок вызывает раздражение. Во время запоев ребёнок для родителей не существует, с похмелья же досаждает. Не редки акты лицемерия, когда при посторонних родители показывают свою "любовь" к ребёнку и рассказывают, как у них всё хорошо, а, оставшись наедине, проявляют к нему неприкрытую негативность и злобу. Ещё ситуация пьяный отец приходя домой начинает процесс воспитания – бьёт ребёнка за полученную в школе низкую оценку. При этом не задумывается в силу присутствия в голове единственной извилины о том, что в данной проблеме виноват в первую очередь он, а не ребёнок. Гораздо лучше бы было, если бы, вместо того чтобы "тусоваться" у пивнушки вместе с такими же "синяками", как сам, он трезвый встретил ребёнка после школы и помог ему разобраться в том учебном материале, в котором ребёнок испытывает затруднение. От этого был бы гораздо более положительный воспитательный эффект. А так у ребёнка появляются все шансы пойти по стопам родителей и в дальнейшем вести себя точно так же. Хорошо если у ребёнка из подобной семьи найдётся старший товарищ, ведущий нормальный образ жизни и с которого бы он смог взять пример.

Инструментальная агрессия. Появляется, как средство воспитания. Носит завуалированную форму. В общественных группах представляет собой социальную норму поведения.

Родители считают, что для достижения "благой цели", и открытия ребёнку "правды жизни" не жестокие, а строгие меры воспитания. В таких семьях родители живут чаще всего без любви. Воспитание основано на запугивании и наказаниях. Это чаще всего представители неквалифицированных низкооплачиваемых профессий с низким уровнем интеллекта. Их отличает "потребительская любовь" по отношению к своему ребёнку. Если ребёнок соответствует их стандарту "хорошего" сына или дочери они относятся к нему хорошо, а если не соответствует, то, по их мнению, требуется проявить строгость для приведения его в норму.

Страницы: 1 2 3

Еще по теме:

Требования к организации факторного анализа.
В работе исследователя по конструированию психодиагностического теста можно выделить три основных этапа: 1) формирование “чернового” варианта теста; 2) выбор диагностической модели и определение ее параметров; 3) стандартизация и испыт ...

Система регуляции поведения личности в период воздействия внутренних и внешних факторов
Поведение подчиненного в тех или иных ситуациях складывается на основе опыта всей предшествующей жизни. Отношение человека к тем или иным людям, явлениям, ситуациям, процессам приводит к возникновению соответствующего поведения. В целом х ...

Мотивация и формирование личности
Формирование личности осуществляется в процессах социализации индивидов и направленного воспитания: освоения ими социальных норм и функций (социальных ролей) посредством овладения многообразными видами и формами деятельности, богатство ко ...