Самооценка, оценки и экспектации личности, их свойства и источники

Информация о психологии » Причины, диагностика и коррекция одиночества личности » Самооценка, оценки и экспектации личности, их свойства и источники

Страница 2

Самооценка личности – это новообразование дошкольного возраста. Она появляется во второй половине периода на основе первоначальной, чисто эмоциональной самооценки («я хороший») и рациональной оценки чужого поведения. Ребенок приобретает сначала умение оценивать действия других детей, а затем – собственные действия, моральные качества и изменения.

Уже здесь видно, что самооценка – это некое сопоставление своего «я идеального» с «я реальным». Компромисс между запросами ребенка и личными качествами и формирует самооценку. В ходе развития человек приобретает новые умения, знания, опыт, что может влиять на его самооценку, но вероятно, окончательное формирование приходится на пик его психического и физического развития (до 40 лет).

Тогда можно ожидать, что пожилые люди, адекватно себя оценивающие, окруженные, в свою очередь теми, кто знает их возможности, качества, достоинства и недостатки, и тоже оценивающие их адекватно, не должны испытывать одиночество, в виду соответствия социального, внешнего отношения к ним и их собственного.

Однако, очевидно, что это не так. Проблема одиночества стариков всегда стояла и стоит очень остро, особенно, в бедных странах. Что же является причиной одиночества? Что происходит с человеком, когда он, теряя близких друзей и, до этого не проявляя склонности к одиночеству, вдруг, в одночасье испытывает давящее, безграничное одиночество? Меняется ли в этот момент его самооценка? Или, может быть, она была низкой? Но тогда почему всю жизнь она не провоцировала подобных переживаний? Кстати и дети 4-5 лет тоже переживают одиночество, их самооценка далеко не сформирована. Возможно, такое одиночество еще не осознано, но его проявления в виде переживания оторванности от мамы, брошенности, ненужности в группе или игре присутствуют.

Таким образом, если мнения, взгляды, действия по отношению к личности со стороны социального окружения не соответствуют ее представлениям о себе, возникает тот самый разрыв связей внутреннего и внешнего мира, что ведет к переживанию одиночества.

Таким образом, самооценка не является прямой причиной одиночества, но зачастую создает основу для его возникновения, как бы формируя у человека предпосылки и склонность к переживанию одиночества в большей или меньшей мере.

Процесс переживания одиночества – это всегда уход в себя, отчуждение от посторонних мнений и событий для восстановления внутреннего равновесия и гармонии. Именно так социальное окружение научило реагировать человека на пресыщенность не удовлетворяющими его социальными связями.

Механизм научения тому или иному способу поведения или реагирования в различных ситуациях является очень важным для понимания причин, порождающих одиночество.

С самого детства мы ожидаем определенных реакций на свои действия, и свою очередь наученно-привычно на них реагируем. Сугубо эмоциональное «я хочу», постепенно уступает место рациональному «так надо», формируя самоконтроль и дисциплинированность.

В каждом новом возрастном периоде ребенок попадает в определенную систему координат и ценностей, связанной с новообразованием данного возраста, его ведущей деятельности и социальным окружением, где создаются соответственные правила, элементы и стандарты поведения в различных ситуациях. Зачастую и сама ситуация смоделирована с ее предсказуемым ходом и окончанием. Такие модели формируется по принципу наименьшего физического и морального вреда для участников взаимоотношений, а также экономии времени и усилий, в силу привычности и ожидаемости реакций. Происходит социальное научение.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Еще по теме:

Половая (гендерная) социализация мальчиков и девочек
В любом человеческом обществе мальчики и девочки ведут себя по-разному, и в любом человеческом обществе от разнополых детей ожидают разного поведения и по-разному обращаются с ними. Но насколько велики и универсальны указанные различия и ...

Деловая беседа как форма управленческого труда
под деловой беседой понимается осмысленное стремление одного человека или группы людей посредством слова вызвать желание у другого человека или группы людей к действию, которое изменит хотя бы что-то в какой-либо ситуации или установит но ...

Теоретический вызов из области современных исследований сознания.
На протяжении всей истории современной науки поколения исследователей с энтузиазмом осваивали направления, предложенные ньютоно-картезианской парадигмой, отбрасывая те концепции и наблюдения, которые ставили под сомнение базисные философс ...