Ребенок происходит к себе внимания (прочитай сказку, давай поиграем) и ожидает, что просьба будет исполнена. В противном случае он может начать плакать, но только, если положительная реакция со стороны мамы для него привычна и ожидаема. Произошло социальное научение: «я плачу – я получаю» или «я работаю – я получаю».
Становясь старше, ребенок познает не только стереотипы взаимодействий, но и их девизы, названия. «Старших нужно уважать», «Относись к людям хорошо и к тебе будут относится так же», «Зло наказуемо», «Мужчина должен быть мужественным» и т.д. Так, в начальных классах ребенок ожидает привычной безусловной и безграничной любви со стороны учителя и доброй, адекватной оценки своих качеств со стороны сверстников. В дружбе ожидается полное доверие и самопожертвование. Создаются модели взаимодействия не только с близкими людьми но и с посторонними.
Э. Берн называл подобные ритуалы трансакциями и заключал, что в детстве родители являются важным формирующим и сдерживающим фактором в научении ритуалам.
В трансакциях основные роли распределены и реакции на взаимодействия ожидаемы. Причем, в зависимости от отношений участников трансакции и форма и продолжительность реакций меняются:
А: Привет.
В: Привет.
А: Как поживаешь?
В: Прекрасно, а Вы?
А: Все в порядке.
В: До встречи.
А: Пока.
В: Пока.
Очевидно, что этот обмен репликами не несет никакой информации, но реакции собеседников предсказуемы и ожидаемы – потому комфортны. В случае, если возникнет непредсказуемый поворот, не определенный их предыдущими взаимодействиями и личными отношениями, возникнет чувство неудовлетворения.
Э. Берн определил, сто продолжительность и предпочтительность реакций растет вместе с ростом качества взаимоотношений, перерастая в долгое общение, дружбу или любовь.
Становясь старше, люди попадают в плен созданных до них предсказуемых и ожидаемых моделей поведения в школе, на работе, в семье. На определенное отношение к себе человек реагирует знакомым ему, наученным способом, для достижения ожидаемого положительного эффекта. Умный, знающий специалист ожидает признания своих качеств со стороны коллег и начальства. Он научился взаимодействовать и с сотрудниками и с подчиненными, расставляя акценты и устанавливая дистанции. Пожилые люди научены взаимодействию с детьми и внуками, больные – с друзьями и родителями, талантливые – с критиками и поклонниками.
Социальные контакты играют важную роль в формировании и становлении личности. Известно, что младенцы, лишенные в течении длительного времени физического и эмоционального контакта с людьми, деградируют и в конце концов погибают. Отсутствие эмоциональных связей или их неудовлетворительность может быть причиной возникновения акцентуаций у подростков или несостоятельности у взрослого человека. «Наши исследования позволяют сделать вывод о том, что физический контакт при уходе за детьми и его символический эквивалент для взрослых людей – «признание» – имеют большое значение в жизни человека…» (Э. Берн). Цель социальных контактов – получение положительных эмоций или удовлетворение необходимых потребностей. Ребенок получает удовольствие от полученной пятерки и похвалы родителей, другой – от признания даже своих отрицательных качеств сверстниками и друзьями.
Еще по теме:
Первые приступы паники
В абсолютном большинстве случаев первые приступы паники (по свидетельству пациентов) возникают вне дома — во время управления автомобилем или ходьбы, на работе или в школе; в общественном месте; в автобусе, самолете, метро или в ситуации ...
Проблема застенчивости в подростковом возрасте
Застенчивость – явление гораздо более распространенное, чем думают многие, в особенности застенчивые люди. Исследования показывают, что почти половина молодых людей страдает от застенчивости, а в возрасте от 12 до 14 лет стеснительными яв ...
Причины конфликтов
У всех конфликтов есть несколько причин. Основными причинами конфликта являются ограниченность ресурсов, которые нужно делить, взаимозависимость заданий, различия в целях, различия в представлениях и ценностях, различия в манере поведения ...
Навигация