Проблема души и духовности в Средневековой религиозной психологии

Информация о психологии » Проблема души и духовности в Средневековой религиозной психологии

Страница 3

Иоанн Дунс Скот (1265 - 1308 гг.) развивал своё оригинальное учение.

Душа едина, её отдельные способности различны не сами по себе, а по различию предметов на которые они направлены. Способности, направленные на чувственные предметы, называются чувственными; направленные на умозрительные предметы - мысленными. Связь души с телом осуществляется посредством особой формы - формы телесности, которая отличается от самой души. В учении о познании Скот подчёркивал активность познавательной деятельности: знание ни есть ни чистая восприимчивость, ни чистая активность - она всегда складывается из того, что идёт от познаваемого предмета. Особенно велика зависимость от предмета при познании Бога, которое осуществляется в откровении.

Духовность - свойство души, состоящее в преобладании духовных, нравственных и интеллектуальных интересов над материальными.

В средневековой системе знания значительное место занимает мистика. В 13 веке наиболее значительным мистиком был Банавентура (Джованни Феданца). Одной из знаменитейших его книг стала "Путеводитель души к Богу". Всякое познание человека - познание Бога. Познание Бога осуществляется через познание собственной души, а душа должна трудиться во время продвижения к Богу. Это труд покаяния, молитвы, милосердных дел.

Человеческий дух, состоящий из памяти, разума и воли, указывает на прообраз, на единство трёх ипостасей Бога. Когда дух человека не искажён страстями и когда он преобразуется божественной благодатью, человек уподобляется божеству. Если мы наделены интуицией, это значит, что вера - наставник разума, и мы в каждой чёрточке мироздания видим "след Бога" и пробираемся к нему по этим следам.

В 14 веке мистическую традицию продолжил Мейстер Экхарт (Иоганн). По Экхарту, Бог - Абсолют. Бог во всём, и это осознаёт человеческая душа. Душа не сотворена, она единосущна Богу, человеческая душа божественность тождественны. Основа души - это "одно глубокое молчание"[4]. Человек судит о Боге как о личности по себе.

Фома Аквинский (1226 - 1274 гг.) самый видный схоласт, система которого стало ведущим направлением католицизма. В его трактовке индивидуальность человека - это личное единство души и тела, именно душа обладает животворящей силой человеческого организма. Душа нематериальна, обретающая всю полноту лишь в единстве с телом. Она одна, обладает бытием, выступает источником движения тела. Различаются способности, свойственные душе как таковой - разум, воля, а также растительные и животные функции. Растительная и животные функции нуждаются в теле для деятельности в земной жизни. Соотношение между душой и телом рассматривается как соотношение формы и материи. Человеческая душа - низшая из чистых форм и высшая из форм второго рода. Но телесность имеет существенную значимость: именно через неё душа только и может образовывать то, что есть душа. Душа носит всегда уникально-личностный характер. Телесное начало человека органически соучаствует в духовно-душевной деятельности личности. Выходит, что думает, переживает не тело и не душа сами по себе, а они в своём смешенном единстве. Он высказал глубокую мысль: поскольку некоторые люди имеют особенно тонко устроенные тела, души их имеют большую силу разумения. Личность есть "самое благородное" во всей разумной природе. Душа же бессмертна.

Страницы: 1 2 3 4

Еще по теме:

Преподавание истории психологии
Преподавание теоретической психологии и ее прикладных отраслей имеет свои особенности не только со стороны содержания, но и методики. Поскольку методика преподавания постоянно ищет наиболее доходчивые приемы и методы, то уже сегодня можно ...

Шкала порядка
Если можно установить порядок следования психологических объектов в соответствии с выраженностью какого-то свойства, то используется порядковая шкала. Порядковая шкала образуется, если на множестве реализовано одно бинарное отношение — п ...

Мотивация трудовой и различных видов деятельности
Мотивы, связанные с трудовой деятельностью человека, можно разделить на три группы: мотивы трудовой деятельности, мотивы выбора профессии и мотивы выбора места работы; конкретная деятельность определяется в конечном итоге всеми этими моти ...