Проблема души и духовности в Средневековой религиозной психологии

Информация о психологии » Проблема души и духовности в Средневековой религиозной психологии

Страница 3

Иоанн Дунс Скот (1265 - 1308 гг.) развивал своё оригинальное учение.

Душа едина, её отдельные способности различны не сами по себе, а по различию предметов на которые они направлены. Способности, направленные на чувственные предметы, называются чувственными; направленные на умозрительные предметы - мысленными. Связь души с телом осуществляется посредством особой формы - формы телесности, которая отличается от самой души. В учении о познании Скот подчёркивал активность познавательной деятельности: знание ни есть ни чистая восприимчивость, ни чистая активность - она всегда складывается из того, что идёт от познаваемого предмета. Особенно велика зависимость от предмета при познании Бога, которое осуществляется в откровении.

Духовность - свойство души, состоящее в преобладании духовных, нравственных и интеллектуальных интересов над материальными.

В средневековой системе знания значительное место занимает мистика. В 13 веке наиболее значительным мистиком был Банавентура (Джованни Феданца). Одной из знаменитейших его книг стала "Путеводитель души к Богу". Всякое познание человека - познание Бога. Познание Бога осуществляется через познание собственной души, а душа должна трудиться во время продвижения к Богу. Это труд покаяния, молитвы, милосердных дел.

Человеческий дух, состоящий из памяти, разума и воли, указывает на прообраз, на единство трёх ипостасей Бога. Когда дух человека не искажён страстями и когда он преобразуется божественной благодатью, человек уподобляется божеству. Если мы наделены интуицией, это значит, что вера - наставник разума, и мы в каждой чёрточке мироздания видим "след Бога" и пробираемся к нему по этим следам.

В 14 веке мистическую традицию продолжил Мейстер Экхарт (Иоганн). По Экхарту, Бог - Абсолют. Бог во всём, и это осознаёт человеческая душа. Душа не сотворена, она единосущна Богу, человеческая душа божественность тождественны. Основа души - это "одно глубокое молчание"[4]. Человек судит о Боге как о личности по себе.

Фома Аквинский (1226 - 1274 гг.) самый видный схоласт, система которого стало ведущим направлением католицизма. В его трактовке индивидуальность человека - это личное единство души и тела, именно душа обладает животворящей силой человеческого организма. Душа нематериальна, обретающая всю полноту лишь в единстве с телом. Она одна, обладает бытием, выступает источником движения тела. Различаются способности, свойственные душе как таковой - разум, воля, а также растительные и животные функции. Растительная и животные функции нуждаются в теле для деятельности в земной жизни. Соотношение между душой и телом рассматривается как соотношение формы и материи. Человеческая душа - низшая из чистых форм и высшая из форм второго рода. Но телесность имеет существенную значимость: именно через неё душа только и может образовывать то, что есть душа. Душа носит всегда уникально-личностный характер. Телесное начало человека органически соучаствует в духовно-душевной деятельности личности. Выходит, что думает, переживает не тело и не душа сами по себе, а они в своём смешенном единстве. Он высказал глубокую мысль: поскольку некоторые люди имеют особенно тонко устроенные тела, души их имеют большую силу разумения. Личность есть "самое благородное" во всей разумной природе. Душа же бессмертна.

Страницы: 1 2 3 4

Еще по теме:

Коррекционные упражнения отреагирования страхов
После обработки диагностического материала и первичной консультации с родителями, на которой обсуждается тема « Что такое страх и причины его возникновения?». А так же дается согласие родителей о участии коррекционной программе. Проводитс ...

Формальная и неформальная структура малой группы
Второе из исторически предложенных делений малых групп — это деление их на формальные и неформальные. Впервые это деление было предложено Э. Мэйо при проведении им знаменитых Хоторнских экспериментов. Согласно Мэйо, формальная группа отли ...

Рисуночные методики как метод психотерапии
Теоретическая база рисуночных методик первоначально была весьма слабой и в течение нескольких десятилетий формировалась как эмпирическая область деятельности. Психодинамическое направление в целом обогатило теоретический арсенал данного п ...