Проблема души и духовности в Средневековой религиозной психологии

Информация о психологии » Проблема души и духовности в Средневековой религиозной психологии

Страница 2

В истории человечества Августин замечает изменения к лучшему: всё больше людей желает нравственного самоусовершенствования. Такие изменения происходят в результате борьбы двух градов: града Божьего и града Земного. Один из них составляется из людей, желающих жить в мире своего рода по плоти; другой - из желающих жить по духу. Итак, два града созданы двумя родами любви: земной - любовью к себе, доведённой до презрения к Богу, и небесной - любовью к Богу, доведённой до презрения к себе.

Человеческой воле приписывает Августин решающую побудительную силу. Он различал две воли - плотскую и духовную. Действие плотской воли распространяется лишь на утилитарную деятельность в эмпирическом мире, она - причина греховных морально-порочных действий. Другая - духовная воля устремлена на жизнь в духе. "И две мои воли … одна плотская, другая духовная боролись во мне, и в этом раздоре разрывались душа моя". Для Августина "воля становится решающим ядром человеческого существа; в основе своей все роды деятельности внешних чувств и мышление суть волевые акты".

Августин Блаженный считал достойным познания такие объекты, как Бог и душа. Душа - нематериальная субстанция, отличная от тела, а не простое свойство тела. Она бессмертна. В учении о происхождении человеческой души Августин колебался между идеей передачи душ родителями вместе с телом и идеей креационизма - творения душ новорождённых Богом. Разум есть взор души, которым она сама собой без посредства тела созерцает истинное. Истина содержится в нашей душе, а душа бессмертна, и человек не вправе забывать о внеземной цели своей жизни. Человек должен подчинять свои знания мудрости, ибо в спасении души - его высшее назначение. "Душа угаснуть не может, если не будет отделена от разума. Отделиться же она никак не может". Разум рассматривается как функция души. "Я полагаю, душа питается не иным чем, как разумением вещей и знанием, умозрением, размышлением, если может через них познать что-нибудь".

2) Схоластика - господствующий тип средневековой теологической мысли, отличительными чертами которого являлись крайний догматизм, назидательность, подчинение религиозным идеям[3].

В философском отношении для указанного периода характерна существенная трансформация античной философии. Чтобы понять логику развития мировой философии, надо обратиться к соотношению философии и теологии. Указанное противопоставление имело место во всех трёх теистических культурах - иудаистской, христианской, исламской. Наибольшего же апогея оно достигло в христианстве западноевропейского региона. Именно поэтому большое внимание уделяется трансформации философии в Западной Европе, где в средневековье весь уклад жизни считался христианским, а главной книгой стал "Новый Завет". Теология всегда авторитарна, догматична. Большинство теологов, не видя альтернативы христианству, считало его наиболее эффективным. Период схоластики в католической Европе начинается с X? века.

В этот период глаза человека обращены не во внутрь, а во вне, к Богу, в нескончаемой попытке понять замысел Творца для того, чтобы спасти свою бессмертную душу. Душа описывается не как нечто не принадлежащее человеку, хотя она и размещена в человеке, но только в связи с Богом как жизненное, духовное и бессмертное существо. "Сотворив первого человека Адама из земли, Бог вдохнул в него дыхание жизни, т. е. душу, существо духовное и бессмертное" (Быт. 1, 26, 27). По смерти человека душа возвращается к Богу, который дал её. Примерно также описывается понимание души в современной психологии: как бестелесная, бессмертная, нематериальная сила, имеющая самостоятельное, независимое от человека существование. Так, проблемы собственно душевной жизни связываются с задачей понять душу человека и её соотношений с высшим миром. Путём совершенствования души становится покаяние, аскеза, отречение от всего земного, способствующее нравственному возвышению.

Страницы: 1 2 3 4

Еще по теме:

Проблема лжи
Проблема лжи – одна из центральных в человеческой жизни. Ложь – противоречивый, многоплановый, крайне запутанный психологический феномен. Строго говоря, ее нельзя считать грехом, ибо всякий грех имеет антитезу – добродетель, – а ложь анти ...

Динамика семейных конфликтов
Особенности семейных конфликтов проявляются в их динамике, а также в формах протекания. Динамика конфликта как сложного социального явления находит свое отражение в двух понятиях: этапы конфликта и фазы конфликта. Этапы конфликта отражаю ...

Философия науки и роль парадигм
Со времен промышленной революции западная наука добилась поразительных успехов и стала мощной силой, формирующей жизни миллионов людей. Ее материалистическая и механистическая ориентация почти полностью заменила теологию и философию в кач ...