Проблемы подготовки и переподготовки психологов-профконсультантов в современных условиях

Информация о психологии » Проблема профессионально важных качеств профконсультанта » Проблемы подготовки и переподготовки психологов-профконсультантов в современных условиях

Страница 2

Определение личности Э.В. Ильенкова не следует соотносить только с конкретным коллективом, поскольку всегда возникают случаи «непонимания» творческой позиции работника со стороны его коллег и начальства. Под «всеобщим эффектом» следует понимать вклад человека в общество и даже в культуру, даже при неприятии творчества данного человека конкретной группой и в конкретное время.

Подчеркивая активный характер личности, В.В. Столин говорит о «конфликтном личностном смысле» и «личностном поступке»: «Единицей самосознания личности является конфликтный смысл «Я», отражающий столкновение различных жизненных отношений субъекта, столкновение его мотивов и деятельностей. Это столкновение осуществляется путем поступков, которые, таким образом, являются пусковым моментом образования противоречивого отношения к себе… единица самосознания (конфликтный смысл «Я») – это не просто часть содержания самосознания, это процесс, внутренняя работа, внутреннее движение». Получается, что подлинная личность – это просто какая-то застывшая целостность, это скорее стремление к целостности путем преодоления внутренних рассогласований. Остается понять, какие внутренние конфликты и рассогласования могут обеспечить личностный рост и развитие психолога-профконсультанта. Поняв это, можно более целенаправленно планировать и сам процесс профессиональной подготовки и переподготовки профконсультантов.

Если объединить представления о «конфликтном личностном смысле» и «поступке» с представлениями о «сопричастности» подлинной личности обществу и всей человеческой культуре в целом, то можно предположить, что для специалиста-человековеда (в частности, для профконсультанта) в первую очерередь должны быть личностно значимы именно общественные, социально-экономическкие и духовные проблемы страны. Однако такое понимание личностных смыслов в работе профконсультанта далеко не всегда приветствуется. До сих пор существует представление о том, что для психолога-профконсультанта на первый план должны выходить проблемы данного клиента, что и является проявлением «личностного подхода». При всей привлекательности подобной логики рассуждений, следует не забывать, что человек (клиент) все-таки самоопределяется в обществе, его главная проблема – найти свое место в обществе, поэтому важно понять, что из себя представляет это общество. А это уже является выражением «сопричастности» общественным проблемам или, по крайней мере, выражением не безразличия к этим проблемам.

Если же ориентироваться только на интересы и потребности консультируемого клиента, то в некоторых случаях возможны и варианты помощи в эгоистическом самоопределении. Но будет ли в этом случае клиент обязательно счастлив? Не проклянет ли он в будущем такого профконсультанта, который своевременно не предостерег его от противопоставления обществу, своей стране и т.п.? Анализируя и развивая адлерианские подходы, Ева Дрейкурс-Фергюсон отмечает: «Если человек не удовлетворен своим положением среди других людей и не может внести вклад в общее дело, он будет преодолевать чувство неполноценности стремлением к превосходству и исходить при этом из своих ошибочных представлений… Главное, в чем нуждается любой человек – это потребность чувствовать себя принятым, найти свое место среди людей… незаинтересованность в благополучии других ограничивает возможности таких людей, по этой же причине у них отсутствуют необходимые навыки межличностного понимания и общения. Одной уверенности в себе как убеждения «Я могу» недостаточно для того, чтобы иметь чувство удовлетворенности жизнью. Социальная заинтересованность дает чувство свободы, которое позволяет человеку поступать смело в разных ситуациях при решении многих задач»».

Близкие рассуждения можно найти и у Е.А. Климова: «…каждый человек живет в своем мире… и этот «свой мир» должен частично совпадать, иметь черты сходства, общности с мирами других людей, и, следовательно, с миром культуры человечества в целом. Вот с этой задачей непременного приобщения к бесконечно великой общечеловеческой культуре и должна быть обязательно сопряжена задача профессионального самоопределения».

На наш взгляд, приведенные выше рассуждения относятся не только к самоопределяющемуся клиенту, но и к самим профконсультантам, поскольку и они продолжают самоопределяться в своей профессии, и они часто нуждаются в чувстве уверенности и свободы своих действий, в том числе, и при выполнении своих профессиональных обязанностей. Чувство общественной значимости своего труда (а не только конкретная помощь данному человеку) является своеобразным «психологическим тылом», позволяющим профконсультанту не только «подстраиваться» под директивы своего начальства или под «запросы» и «ожидания» клиента, но и иметь собственную точку зрения. Как отмечал Е.А. Климов, «независимость субъекта труда – важное условие успешности его деятельности».

Страницы: 1 2 3 4

Еще по теме:

Понятие социальной адаптации.
Социально-психическая дезадаптированность личности выражается в неспособности адаптации личности к собственным потребностям и притязаниям. Под социальной неадаптированностью (дезадапатацией) Д. В. Рязанов понимает состояние затруднения ч ...

Психодиагностика: понятие, цели, методы
В научной литературе понятие психодиагностика было введено в 1924 году швейцарским психологом Германом Роршахом. В настоящее время существует несколько наиболее часто употребляемых определений. Вот некоторые из них: · Психодиагностика – ...

Неправильные мотивы учения школьников как причина школьного стресса
Несмотря на то, что в лаборатории ведутся исследования, касающиеся различных сторон отношения школьников к действительности, исследования, связанные с отношением детей к учению и школе, рассматриваются как центральные. Анализируя характе ...