Проблемные моменты деятельности профконсультантов

Информация о психологии » Проблема профессионально важных качеств профконсультанта » Проблемные моменты деятельности профконсультантов

Страница 1

На основании имеющегося опыта работы со специалистами (профконсультантами) центров занятости населения можно выделить следующие сложные, проблемные моменты, связанные с формированием ценностно-смыслового, «личностного ядра» профессиональной деятельности профконсультантов в ходе их специально организованной подготовки и переподготовки:

1. Явный недостаток адекватных и эффективно работающих методов как для практической профконсультационной работы (этим методам можно было бы обучать профконсультантов), так и психолого-педагогических технологий специального рассмотрения общественных нравственных проблем. Проблема заключается в том, что существующие средства рассмотрения ценностно-смысловых проблем больше относятся к конкретным людям, но мало моделируют отношения человека с социумом и, тем более, почти не затрагивают проблему самоопределения в обществе, которое в духовном отношении переживает не лучшие времена.

В качестве общих требований к таким методикам и психолого-педагогическим технологиям можно выделить: 1) завуалированность главной цели методики, ее непонятность для обучающегося (иначе вся работа будет восприниматься как «очередное морализаторство»); 2) отсроченность эффекта формирования ценностно-нравственной, мировоззренческой позиции (в таком сложном деле наивно было бы рассчитывать на «быстрый» эффект); 3) интересность, интрига процедуры методики, что позволяет на то, что методика запомнится и тогда, возможно, проявится ее эффект; 4) отсутствие в методике грубых и нетактичных элементов. которые могли бы оскорбить уже существующие взгляды на эти проблемы конкретных участников; 5) личное принятие преподавателем главной идеи и процедуры данной методики или психолого-педагогической технологии; 6) обязательную включенность ценностно-нравственных психолого-педагогических технологий в общую схему подготовки и переподготовки профконсультантов (в этом случае достаточно непростые рассуждения о нравственности и интеллигентности будут восприниматься некоторыми наиболее болезненно реагирующими на это специалистами более спокойно и естественно).

2. Декларативный характер многих психолого-педагогических занятий, где хотя бы делаются попытки рассмотреть общественные проблемы несколько иначе, чем это делается в официальных средствах массовой информации. Проблема осложняется не только тем, что конкретному профконсультанту (который также является работником государственной службы) трудно противодействовать великолепно работающей пропагандистской машине, но т и тем, что немалая часть обучающихся профконсультантов уже привыкла именно к декларациям «по поводу нравственности и духовности», но не к откровенному и личностно-заинтересовенному разговору на эти непростые темы.

Вариантом преодоления декларативных методов является более смелое использование на занятиях игровых ситуаций, дискуссий, а также специально подготовленных активизирующих вопросов к аудитории. Опыт показывает, что такие активизирующие вопросы даже без их последующего подробного рассмотрения имеют высокий активизирующий эффект – эффект незавершенного действия. Дело в том, что если слушатели, стремясь сохранить свое стереотипизированное представление по данному вопросу, выстраивают определенный «внутренний барьер» и начинают активно высказываться, то иная точка зрения так и не воспринимается ими. В случае же, когда точка зрения преподавателя просто обозначена (как одна из множества возможных) слушатель. Не имея возможности заговорить («заболтать») ее, вынужден размышлять о новом для себя видении проблемы уже за рамками учебного занятия. К сожалению. Часть преподавателей понимает активизацию слушателей как непременную организацию обсуждения, забывая при этом, что даже в хороших группах общения высказаться успевают далеко не все желающие. В этом отношении лекция со специально подготовленными активизирующими вопросами обладает достаточно сильным стимулирующим на самостоятельные размышления эффектом.

Страницы: 1 2

Еще по теме:

Руководство и лидерство. Функции управленческой деятельности
Основные различия между лидерством и руководством сводятся к следующему: содержание понятий: руководство предусматривает организацию всей деятельности группы, а лидерство характеризует психологические отношения, возникающие в группе &quo ...

Культурный подход
Приверженцы культурного подхода, не отрицающие того факта, что для любого вида поведения необходимо наличие эволюционировавших генов, ставят во главу угла адаптивность человека. Различия в языке, обычаях и экспрессивности заставляют предп ...

Меры профилактики стресса
В последние годы усилился интерес к организации профилактической работы по предотвращению стрессов уже на основе использования способов саморегуляции и самоуправления состоянием. Формирование таких качеств, как эмоциональная устойчивость, ...