у клиента может возникнуть нежелание или отказ воспроизводить свои ранние воспоминания, обусловленные различными факторами:
травмирующими событиями детства (инцест, насилие, и т. п.);
изменением жизненного стиля в процессе развития и роста и отсутствием реального детского воспоминания, которое подходило бы под новый жизненный стиль;
различными мозговыми и неврологическими нарушениями;
отсутствием доверия к консультанту и консультированию вообще или не достаточным ощущением безопасности;
субъективность интерпретаций, как и в любом другом проективном методе, отсутствие четкой и подробной системы получения, оценивания и интерпретации ранних детских воспоминаний.
Процедура получения материала ранних детских воспоминаний может осуществляться:
через письменное изложение клиентом нескольких (например, шести) воспоминаний с расстановкой определенных акцентов;
ответ на ряд специальных вопросов, ориентированных на ситуации из детства.
В использовании метода анализа ранних детских воспоминаний существует следующая специфика:
предпочтительно (в классическим адлерианском методе) записывание клиентом своих воспоминаний с фиксированием мельчайших деталей;
основное внимание консультанту необходимо обратить на первое воспоминание клиента, а затем, если по разным причинам на его основе не удалось получить и проанализировать
необходимый материал, работать со следующими воспоминаниями; необходимо обратить внимание на определенные содержательные категории воспоминания клиента, то есть анализ того, что присутствует в воспоминании по определенному порядку и в соответствии с определенной принадлежностью, а также понять, каким образом и что именно в жизненном стиле личности отражают эти категории;
консультант должен уметь понять знаки и символы, а также общее содержание предлагаемого клиентом воспоминания и проинтерпретировать их для себя и выдвинуть по каждой категории рабочие гипотезы, с тем чтобы впоследствии проверить эти гипотезы в сравнительном анализе стиля жизни клиента, его мнения о себе и мнения консультанта;
после сбора материала о ранних детских воспоминаниях консультанту в беседе в клиентом следует обсудить, проанализировать полученную информацию, и это может стать темой консультативного процесса.
Выделяются следующие категории анализа ранних детских воспоминаний:
- люди присутствующие или отсутствующие в воспоминаниях:
- мать и отец;
- родные и двоюродные братья и сестры;
- бабушки, дедушки и другие родственники;
- посторонние люди (гости, друзья, соседи и т. п.);
- тип событий, которые присутствуют в воспоминаниях:
- опасности, несчастные случаи, телесные и другие наказания;
- болезни и смерть;
- проступки, кражи, сексуальные эксперименты и т. п.;
- новые жизненные ситуации;
- способ восприятия ситуации клиентом, когда он находится в той детской ситуации, которую воспроизводит:
- ощущение принадлежности, то есть какое местоимение — “Я” или “МЫ” употребляет клиент в описании ситуации из воспоминания;
- чувства и эмоции, которые испытывал клиент в предлагаемом воспоминании.
Еще по теме:
Психологическая сущность переговорного процесса
В современной психологии само понятие «переговоры» используется в двух смыслах: широком и узком. Переговоры в широком смысле слова - это любой обмен информацией с целью принять общее решение. Каждый день супруги, семьи, соседи, начальники ...
Механизмы формирования личности.
Несмотря на крайнюю важность этого вопроса и для теории личности и для практики воспитания, он разработан еще далеко не достаточно. Тем не менее, ряд важных механизмов в психологии выявлен и описан.
Остановимся прежде всего на тех, кото ...
Языковые детерминанты личности
Все испытуемые в среднем дают 11-12 высказываний субъективного и объективного характера относительно своего «Я». В их содержание входят параметры, которые можно подразделить на основные категориальные группы: социальные параметры (социаль ...
Навигация