Методы исследования жизненного стиля личности

Страница 2

•сфера профессиональной деятельности;

•информация о родителях: характер, привычки, отношения клиента с родителями;

•наличие братьев, сестер, порядок рождения клиента, его отношения с ними;

•характер воспитания клиента, приоритеты родителей по отношению ко всем детям семьи

• болезни клиента в детстве, отношение клиента к этим болезням, какие болезни были в роду клиента;

• отношения клиента с противоположным полом в детстве;

• страхи, ранние воспоминания, мечты, желания клиента в детстве;

анализ поведенческих установок клиента, демонстрируемых им в группе или на индивидуальной консультации в процессе взаимодействия с консультантом;

анализ типа взаимодействия и способов построения клиентом отношений с окружающим людьми на примере его реальной жизни;

метод ассоциаций, предполагающий работу с определенными ассоциациями нынешней проблематики клиента и его прошлого опыта и влияния на него окружения;

изучение и анализ семейного сценария, семейных стереотипов и мифов;

изучение и анализ особенностей культуры и субкультуры, к которым принадлежит клиент;

проективные методы работы — рисование семьи, детства и т. п.;

анализ переноса клиента;

психодраматический подход, позволяющий пронаблюдать и проанализировать стереотипы и поведенческие установки клиента в реальном (групповая психодраматическая сессия) или виртуальном (методика горячего стула, использование психодраматических техник в пространстве индивидуального консультирования) взаимодействии с другими людьми;

анализ сновидений, фантазий, грез и т. п.;

метод анализа ранних детских воспоминаний, позволяющий исследовать и проанализировать основу, на которой был сформирован жизненный сталь клиента.

Узнать о стиле жизни личности и о тех событиях детства, которые его определили, можно на основании метода анализа ранних воспоминаний, который является особой техникой, предложенной А.Адлером. Этот метод дает ключ к пониманию поставленных индивидом целей и способов их достижения с помощью, казалось бы, косвенного опроса о самых ранних воспоминаниях, которые тот может рассказать. В индивидуальной психологии А.Адлера подчеркивается, что ранние воспоминания человека могут объяснять особенности стиля жизни данной личности, так как они хранятся в памяти именно потому, что содержат в себе ключевые для его образования события детства.

Итак, метод “анализа ранних детских воспоминаний” был разработан в рамках адлерианской концепции психотерапии. В психотерапии и психологическом консультировании данный метод может использоваться в следующих целях:

 исследовательской, позволяющей изучить специфику жизненного стиля личности;

 диагностической, помогающей консультанту понять влияние индивидуального стиля жизни на проблематику и затруднения клиента и изучить и понять актуальное состояние клиента;

психотерапевтической, коррекционной, делающей возможным изменение и формирование более адаптивного стиля жизни.

Метод анализа ранних детских воспоминаний имеет следующие преимущества:

позволяет клиенту нейтральным или содержащим минимум тревожности и иных негативных эмоций способом осветить и сообщить консультанту свои жизненные цели, специфику своего отношения к окружающим и свой взгляд на мир, свою картину мира;

ориентирован не только на реальные воспоминания детства, но и на такие воспоминая, которые клиент считает таковыми, но которые не являются реальными на самом деле, то есть позволяет работать с фантазиями клиента;

может использоваться как для групповых, так и для индивидуальных консультаций.

Метод анализа ранних детских воспоминаний имеет следующие недостатки и ограничения

:

часто отражает актуальное состояние клиента, то есть при определенном актуальном состоянии человек выбирает и озвучивает соответствующие воспоминания. Например, если актуальное состояние клиента предполагает тревогу и грусть, то воспоминания, которые он выберет и озвучит, будут носить тот же самый характер, но это не означает, что весь жизненный стиль клиента основан на этих чувствах, и консультант должен помнить и учитывать это при анализе индивидуального стиля жизни клиента;

Страницы: 1 2 3

Еще по теме:

Зарубежные теории эмоций
Вопрос о природе эмоций в течение длительного времени не находил своего решения, обуславливая появление различных, иной раз противоположных точек зрения. В XVIII-XIX веке самой распространенной была интеллектуалистическая позиция, утвержд ...

Развитие памяти
Память тоже характеризуется непроизвольностью. Легче всего ребенку запомнить то, что включено в его активную деятельность, то, с чем он непосредственно действовал, а также то, с чем непосредственно связаны его интересы и потребности. Изм ...

Морально-нравственные характеристики управленца
Деловая этика, или этика бизнеса, сравнительно недавно получила место в системе российского образования. Но учебных пособий по данной дисциплине и отечественных разработок и недостаточно, и они слабо отвечают требованиям практического хар ...