Методы исследования жизненного стиля личности

Страница 2

•сфера профессиональной деятельности;

•информация о родителях: характер, привычки, отношения клиента с родителями;

•наличие братьев, сестер, порядок рождения клиента, его отношения с ними;

•характер воспитания клиента, приоритеты родителей по отношению ко всем детям семьи

• болезни клиента в детстве, отношение клиента к этим болезням, какие болезни были в роду клиента;

• отношения клиента с противоположным полом в детстве;

• страхи, ранние воспоминания, мечты, желания клиента в детстве;

анализ поведенческих установок клиента, демонстрируемых им в группе или на индивидуальной консультации в процессе взаимодействия с консультантом;

анализ типа взаимодействия и способов построения клиентом отношений с окружающим людьми на примере его реальной жизни;

метод ассоциаций, предполагающий работу с определенными ассоциациями нынешней проблематики клиента и его прошлого опыта и влияния на него окружения;

изучение и анализ семейного сценария, семейных стереотипов и мифов;

изучение и анализ особенностей культуры и субкультуры, к которым принадлежит клиент;

проективные методы работы — рисование семьи, детства и т. п.;

анализ переноса клиента;

психодраматический подход, позволяющий пронаблюдать и проанализировать стереотипы и поведенческие установки клиента в реальном (групповая психодраматическая сессия) или виртуальном (методика горячего стула, использование психодраматических техник в пространстве индивидуального консультирования) взаимодействии с другими людьми;

анализ сновидений, фантазий, грез и т. п.;

метод анализа ранних детских воспоминаний, позволяющий исследовать и проанализировать основу, на которой был сформирован жизненный сталь клиента.

Узнать о стиле жизни личности и о тех событиях детства, которые его определили, можно на основании метода анализа ранних воспоминаний, который является особой техникой, предложенной А.Адлером. Этот метод дает ключ к пониманию поставленных индивидом целей и способов их достижения с помощью, казалось бы, косвенного опроса о самых ранних воспоминаниях, которые тот может рассказать. В индивидуальной психологии А.Адлера подчеркивается, что ранние воспоминания человека могут объяснять особенности стиля жизни данной личности, так как они хранятся в памяти именно потому, что содержат в себе ключевые для его образования события детства.

Итак, метод “анализа ранних детских воспоминаний” был разработан в рамках адлерианской концепции психотерапии. В психотерапии и психологическом консультировании данный метод может использоваться в следующих целях:

 исследовательской, позволяющей изучить специфику жизненного стиля личности;

 диагностической, помогающей консультанту понять влияние индивидуального стиля жизни на проблематику и затруднения клиента и изучить и понять актуальное состояние клиента;

психотерапевтической, коррекционной, делающей возможным изменение и формирование более адаптивного стиля жизни.

Метод анализа ранних детских воспоминаний имеет следующие преимущества:

позволяет клиенту нейтральным или содержащим минимум тревожности и иных негативных эмоций способом осветить и сообщить консультанту свои жизненные цели, специфику своего отношения к окружающим и свой взгляд на мир, свою картину мира;

ориентирован не только на реальные воспоминания детства, но и на такие воспоминая, которые клиент считает таковыми, но которые не являются реальными на самом деле, то есть позволяет работать с фантазиями клиента;

может использоваться как для групповых, так и для индивидуальных консультаций.

Метод анализа ранних детских воспоминаний имеет следующие недостатки и ограничения

:

часто отражает актуальное состояние клиента, то есть при определенном актуальном состоянии человек выбирает и озвучивает соответствующие воспоминания. Например, если актуальное состояние клиента предполагает тревогу и грусть, то воспоминания, которые он выберет и озвучит, будут носить тот же самый характер, но это не означает, что весь жизненный стиль клиента основан на этих чувствах, и консультант должен помнить и учитывать это при анализе индивидуального стиля жизни клиента;

Страницы: 1 2 3

Еще по теме:

Исторический экскурс в историю изучения детерминации активности человека
Научному изучению причин активности человека, ее детерминации, положили начало великие мыслители древности – Аристотель, Гераклит, Демокрит, Лукреций, Платон, Сократ, упоминавшие о «нужде» как учительнице жизни. Демокрит, например, рассма ...

Пути решения конфликтных ситуаций
Конфликт возникает тогда, когда есть зона разногласий - предмет спора, факт или вопрос (один или несколько), вызвавший разногласия. При этом каждый участник конфликта имеет собственное представление о ситуации. Эти представления чаще всег ...

Этапы процесса конфликта.
Конфликт можно рассматривать в двух аспектах: во-первых, как непосредственное столкновение сторон, во-вторых, как развиваю­щийся процесс, состоящий из нескольких этапов. Всякий конфликт начинается с конфликтной ситуации. На этом, первом ...