Преподавание истории психологии

Информация о психологии » Преподавание истории психологии

Страница 13

Дезадаптация по внешнему критерию проявляется в отклоняющемся поведении, а по внутреннему – в эмоциональном напряжении, невротических состояниях. Внутренней целью детей с дезадаптирующим поведением становится избежание или разрушение, что ведет к снижению успеваемости, ухудшению здоровья. Следовательно, основной задачей становится повышение уровня образованности детей, преодоление стрессов, сохранение психофизического здоровья.

3.4 Диагностика процесса адаптации

– Я предлагаю Вам рассмотреть программу, которая предназначена для предупреждения школьной дезадаптации, направлена на раннюю диагностику ее симптомов и факторов риска.

Неверная оценка характера и причин затруднений, возникающих у учеников на начальных этапах обучения, запоздалое выявление детей, неготовых к овладению учебной деятельностью на уровне гимназии, предъявляющей высокие требования не только к познавательной сфере ребенка, но и ко всей его личности в целом, порождают круг еще более сложных проблем, преодоление которых с каждым годом становится все труднее. Как правило, именно эти проблемы, не будучи разрешенными в младшем школьном возрасте, становятся основой для всевозможных отклонений психосоциального развития на последующих этапах онтогенеза, с особой остротой обнаруживая себя в подростковом возрасте, где эффективность коррекционной помощи редко достигает желаемого уровня (см. таблицу)

В связи с вышесказанным, представляется вполне логичным необходимость психологической диагностики школьной адаптации среди учащихся 1-х классов.

3.4.1 Программа обследования

– Программа обследования включает в себя два этапа: групповое и индивидуальное обследование.

Цель группового обследования: определить уровень адаптации учащихся 1-х классов к условиям гимназии.

Цель индивидуального обследования: определить причины, затрудняющие адаптацию.

В программу группового обследования вошли следующие методики (данный перечень психолог демонстрирует с помощью эпипроектора):

1. Наблюдение за учебной деятельностью учащихся.

2. Пиктографический тест «Школа».

3. Анкетирование учащихся для определения школьной мотивации.

4. Анкетирование родителей первоклассников.

В программу индивидуального обследования вошли методики:

1. психологический анализ учебной деятельности;

2. «Беседа о школе»;

3. модифицированный вариант теста Векслера;

4. детский личностный опросник Кеттела;

5. пиктографический тест «Моя семья»;

6. пиктографический тест «Несуществующее животное».

– Поговорим о первом пункте группового исследования. Наблюдение рекомендуется проводить на двух, трех и четырех уроках, и, соответственно, двух переменах между ними /иногда и после уроков/.

– Как вы считаете, в чем сложность данного метода диагностики? (Сложность в организации наблюдения состоит в том, что приходится следить одновременно за поведением более 25 учащихся).

– В связи с этим разработана схема наблюдения, позволяющая определить индивидуальные особенности каждого ученика.

Регистрируются все исключительные случаи, т.е. такое поведение ребенка, которое так или иначе выделяет его из общей массы детей, например:

1. Все дети сидят тихо и внимательно слушают учителя, а кто-то начинает ерзать, суетиться, вертеться, разговаривать, встает из-за парты.

2. Все дети активно включаются в работу, а кто-то скучает, смотрит в окно, что-то рисует на парте, занимается посторонними делами.

Страницы: 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18

Еще по теме:

Социально-психологическая компетентность менеджеров
Современные социально-экономические условия предъявляют высокие требования к уровню компетентности различных специалистов. В связи с высокой конкуренцией, увеличиваются нормы, предъявляемые к качеству профессиональной деятельности, что об ...

Сущность характера
Слово «характер» означает «печать», «оттиск», а в смысловом значении - отчетливо выраженную определенность, типичность поведения каждого человека. Характер поведения - система устойчивых мотивов и способов поведения, образующих поведенчес ...

Проблемы антиалкогольной пропаганды
Алкоголь является дорогостоящим и нежелательным фактором для большинства стран, особенно для стран СНГ, в том числе и Украины, где среднее потребление возросло до весьма высоких цифр (12,0 - 15,0 л). С таким высоким уровнем потребления ал ...