Преподавание истории психологии

Информация о психологии » Преподавание истории психологии

Страница 14

3. На перемене кто-то скучает в стороне, кто-то все время дерется, конфликтует с другими детьми и т.п.

– Фиксируются резко выраженные эмоциональные реакции, характерные ответы и ошибки, речевые особенности, темп работы, активность на уроках, отношение к успехам, неудачам и проч. Путем наблюдения выбираются дети моторно-расторможенные, возбудимые, раздражительные и замкнутые, малоподвижные; дети эмоционально неустойчивые и с преобладанием определенного типа эмоций; социально-смелые, легко вступающие в контакт и робкие застенчивые. Кроме того, рекомендуется проводить анализ выполнения детьми учебных заданий: просмотр тетрадей, прослушивание ответов на уроках и т.п., а также учитывать динамику успеваемости по всем школьным предметам.

Отбор детей для второго этапа индивидуального наблюдения производится согласно заключениям первого этапа. Фиксируются согласно протоколу психологического анализа учебной деятельности учащегося на уроке особенности проявлений познавательных процессов: внимания, восприятия, памяти, мышления, эмоций, речи.

– Пиктографический тест «Школа» должен рассматриваться как своеобразное интервью, данное испытуемым при помощи изобразительных средств. Отличием этого интервью служит его проективный характер, заключающийся в том, что в рисунке нередко проявляются такие эмоциональные переживания детей, которые ими полностью не осознаются или о которых они предпочитают не рассказывать.

Исследование эмоциональных и личностных особенностей детей по их рисунку было проведено еще в 1928 г. А.М. Шуберт. Полученный материал /свыше 10 тыс. рисунков/ показал, что своеобразие рисунка определяется не столько интеллектуальной сферой ребенка – его умом, зрительной памятью, запасом знаний /что лишь частично отражается на содержании и правильности рисунка/, сколько его эмоционально-волевой сферой – тоном настроения, интересами, активностью и т.п.

При анализе рисунков оцениваются следующие показатели:

1. Соответствие заданий теме.

2. Сюжет.

3. Размеры рисунка и отдельных деталей.

4. Цветовое решение.

5. Законченность рисунка.

– Схема оценки детских рисунков на тему «Что мне нравится в школе» представлена перед Вами (данная схеме (приложение 4) как раздаточный материал должна достаться каждому педагогу).

3.4.2 Анализ детских рисунков

– Сейчас мы с Вами потренируемся анализировать рисунки детей с помощью представленной перед Вами схемы.

Далее психолог демонстрирует педагогам рисунки первоклассников и в форме беседы проходит анализ рисунков.

3.4.3 Анализ анкет

– Давайте рассмотрим анкеты, для определения школьной мотивации учащихся начальных классов (у каждого педагога на столе лежит лист с анкетой.

– Для возможности дифференцировки детей по уровню школьной мотивации была разработана система балльных оценок: ответ ребенка, свидетельствующий о его положительном отношении к школе и предпочтении им учебных ситуаций оценивается в 3 балла; нейтральный ответ (не знаю, бывает по-разному и т.д.) оценивается в 1 балл; ответ, позволяющий судить об отрицательном отношении ребенка к той или иной школьной ситуации оценивается в 0 баллов. Оценки в 2 балла не были включены, так как математический анализ показал, что при оценках в 3,1 и 0 баллов возможно более жесткое н надежное разделение детей на группы с высокой, средней и ннзкой мотивацией.

Страницы: 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19

Еще по теме:

Понятие, виды и стратегия поведения в конфликте
На сегодняшний день проблема возникновения конфликтов является одной из самых важных и требующих повышенного внимания. В течение всей своей жизни человек сталкивается с множеством противоречий острых и спорных ситуаций и моментов решение ...

Выводы
Можно сделать такие выводы: · Основные различия между эмоционально положительными и отрицательными реакциями ребёнка на стресс могут быть сформулированы следующим образом: 1. Возможность выбора. Если ситуация выбрана самим ребёнком, то ...

Понятие и особенности социально-психологического тренинга
В 1970-е гг. в ГДР под руководством М. Форверга был разработан метод, названный им социально-психологическим тренингом. С таким названием тренинг появился и у нас в стране. Тренинги в нашей стране начались с тренинга общения. Тренинг общ ...