Преподавание истории психологии

Информация о психологии » Преподавание истории психологии

Страница 14

3. На перемене кто-то скучает в стороне, кто-то все время дерется, конфликтует с другими детьми и т.п.

– Фиксируются резко выраженные эмоциональные реакции, характерные ответы и ошибки, речевые особенности, темп работы, активность на уроках, отношение к успехам, неудачам и проч. Путем наблюдения выбираются дети моторно-расторможенные, возбудимые, раздражительные и замкнутые, малоподвижные; дети эмоционально неустойчивые и с преобладанием определенного типа эмоций; социально-смелые, легко вступающие в контакт и робкие застенчивые. Кроме того, рекомендуется проводить анализ выполнения детьми учебных заданий: просмотр тетрадей, прослушивание ответов на уроках и т.п., а также учитывать динамику успеваемости по всем школьным предметам.

Отбор детей для второго этапа индивидуального наблюдения производится согласно заключениям первого этапа. Фиксируются согласно протоколу психологического анализа учебной деятельности учащегося на уроке особенности проявлений познавательных процессов: внимания, восприятия, памяти, мышления, эмоций, речи.

– Пиктографический тест «Школа» должен рассматриваться как своеобразное интервью, данное испытуемым при помощи изобразительных средств. Отличием этого интервью служит его проективный характер, заключающийся в том, что в рисунке нередко проявляются такие эмоциональные переживания детей, которые ими полностью не осознаются или о которых они предпочитают не рассказывать.

Исследование эмоциональных и личностных особенностей детей по их рисунку было проведено еще в 1928 г. А.М. Шуберт. Полученный материал /свыше 10 тыс. рисунков/ показал, что своеобразие рисунка определяется не столько интеллектуальной сферой ребенка – его умом, зрительной памятью, запасом знаний /что лишь частично отражается на содержании и правильности рисунка/, сколько его эмоционально-волевой сферой – тоном настроения, интересами, активностью и т.п.

При анализе рисунков оцениваются следующие показатели:

1. Соответствие заданий теме.

2. Сюжет.

3. Размеры рисунка и отдельных деталей.

4. Цветовое решение.

5. Законченность рисунка.

– Схема оценки детских рисунков на тему «Что мне нравится в школе» представлена перед Вами (данная схеме (приложение 4) как раздаточный материал должна достаться каждому педагогу).

3.4.2 Анализ детских рисунков

– Сейчас мы с Вами потренируемся анализировать рисунки детей с помощью представленной перед Вами схемы.

Далее психолог демонстрирует педагогам рисунки первоклассников и в форме беседы проходит анализ рисунков.

3.4.3 Анализ анкет

– Давайте рассмотрим анкеты, для определения школьной мотивации учащихся начальных классов (у каждого педагога на столе лежит лист с анкетой.

– Для возможности дифференцировки детей по уровню школьной мотивации была разработана система балльных оценок: ответ ребенка, свидетельствующий о его положительном отношении к школе и предпочтении им учебных ситуаций оценивается в 3 балла; нейтральный ответ (не знаю, бывает по-разному и т.д.) оценивается в 1 балл; ответ, позволяющий судить об отрицательном отношении ребенка к той или иной школьной ситуации оценивается в 0 баллов. Оценки в 2 балла не были включены, так как математический анализ показал, что при оценках в 3,1 и 0 баллов возможно более жесткое н надежное разделение детей на группы с высокой, средней и ннзкой мотивацией.

Страницы: 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19

Еще по теме:

Развитие восприятия
Восприятие также характеризуется непроизвольностью, хотя элементы произвольного восприятия встречаются уже в дошкольном возрасте. Дети приходят в школу с достаточно развитыми процессами восприятия: у них наблюдается высокая острота зрения ...

Понятие о способностях и их природе
Когда мы пытаемся понять и объяснить, почему разные люди, обстоятельствами жизни поставленные в одинаковые или примерно одинаковые условия, достигают разных успехов, мы обращаемся к понятию способности, полагая, что разницу в успехах можн ...

Влияние детско-родительских отношений на личностные характеристики сиблингов
Сиблинговые исследования являются одним из самых информативных методов изучения влияния средовых компонент на вариативность личностных характеристик в генетике поведения. Показано, что особо мощное воздействие на вариативность личностных ...