Применение элементов терапии творческим самовыражением в работе практического психолога с детьми подросткового и юношеского возраста

Информация о психологии » Применение элементов терапии творческим самовыражением в работе практического психолога с детьми подросткового и юношеского возраста

Страница 6

В результате этих занятий дети знакомятся с разными типами характеров, составляют описание своего характера.

Вот пример такого описания:

"Я не уверен в себе. Постоянно испытываю чувство неполноценности, когда сравниваю себя с другими. Я не могу постоять за себя, стесняюсь, когда на меня обращают внимание. Я очень чувствителен, я близко принимаю к сердцу все, что происходит со мной, считаю, что все должны обращаться друг с другом без грубости. Я часто сомневаюсь, поговорив с другом долго переживаю, так ли я себя вел, не могу первым подойти начать разговор. Меня можно назвать робким и застенчивым. Я обидчив, у меня есть очень спокойный друг – он не бросает меня, старается меня успокоить, я ценю его поддержку и очень дорожу этой дружбой. Я доверчив. У меня есть собака, я отношусь к ней как к другу, я ей нужен, я забочусь о ней. Я не могу понять тех, кто мучает и убивает животных. Одно время я даже хотел написать в ГРИНПИС и стать участником этой организации. Я люблю классическую музыку, мне очень нравятся песни Б. Окуджавы, одно время пытался писать фантастические рассказы, но то, что получалось, мне не очень нравилось."

В индивидуальных беседах, с помощью психодиагностических методик (патохарактерологический опросник А.Е. Личко, Н.Я. Иванова, методика словесного характерологического портрета Э.Г. Эйдемиллера) познаем, обсуждаем особенности характера, делая акцент на нахождение и использование сильных сторон характера, их проявления в деятельности, подчеркивая, что без "слабости" не было бы "силы".

Следующий этап занятий – это знакомство с методиками творческого самовыражения. На этих занятиях учащиеся знакомятся с разными способами творческого эмоционального самовыражения, создают рисунки, эссе; наблюдают, как в их собственном творчестве отражаются особенности их характера.

Следующее занятие построено по методике М.Е. Бурно "Краткосрочная терапия творческим рисунком". В начале занятия рассматриваем с детьми репродукции разных картин, которые принадлежат к разным стилям: синтонно-реалистического (Ренуар, Левитан, Куинджи); аутистическому (Пикассо, Ван Гог, Матисс, Рерих); реалистически-авторитарному стилю (Суриков, Репин); тревожно-сомневающемуся реалистическому стилю (Писсаро, Моне); демонстративному (Брюллов).

В картинах этих художников отразился их личностный стиль, их мироощущение.

В картинах синтонно-реалистических художников – естественная теплота, немного грусти, романтичности, полнокровно-чувственное переживание.

В картинах аутистических художников мы видим символизм, отражение потаенного смысла, загадочность, не просто отражение, описание реальности, а реальность, наполненная особым содержанием.

В картинах демонстративного стиля – красивость, позирование.

В картинах тревожно-сомневающихся реалистических художников чувствуется тревожная неуверенность, нежность, реалистичность.

В картинах реалистически-автоританых художников мы видим напряженные, натуралистические подробности.

Обсуждаем с участниками группы, какой из этих стилей им ближе, с какими художниками они чувствуют созвучие.

Некоторые участники группы сразу же отмечают свое созвучие с реалистическим искусством ("Мне нравится эта картина, я просто представляю себя в ней, сейчас подует теплый ветер и я услышу пенье птиц" – о картине А.И. Куинджи "Березовая роща", "Это не женщина – это карикатура, мне бы не хотелось, чтобы так нарисовали меня" – о "портрете молодой женщины" П. Пикассо. "Эта картина какая-то искусственная, виртуальная" – о картине Ван Гога "Хижины").

Учащиеся, склонные к аутистическому мироощущению, выбирали созвучные для себя аутистические произведения. ( "Это портрет внутреннего мира, души, грусти" – о "Портрете молодой женщины" П. Пикассо, "Когда я закрываю глаза, я вижу мир таким" – о картине Борисова-Мусатова "Балкон осенью".)

Далее учащимся предлагается нарисовать что-то свое, выразить видение мира по-своему. Предлагается нарисовать рисунок на тему "Осенние мотивы".

Рассматриваем рисунки, говорим о том, что переживания каждого из нас уникальны, неповторимы и нельзя сказать, чье ощущение мира более правильное и грамотное.

Примеры рисунков и высказываний ребят о них.

Синтонно–реалистическое мироощущение [рис.1,2]. Ребята сразу отмечают мягкость, теплоту, "немного грусти", романтичность в этих рисунках.

Тревожно – сомневающееся реалистическое мироощущение [рис.3,4]. Дети отмечают – "немного тревожно", грусть, "обнаженность души".

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Еще по теме:

Особенности российского менталитета с точки зрения переосмысления современного российского государства, как категории
Осознание общих видов действий и мышления, свойственных конкретному национальному типу, воплощение общего сознания в идеологии, теснейшим образом связанные с преодолением кризиса и самосохранением общества, невозможны без переосмысления т ...

Аспекты состояния одиночества личности
Одиночество испытывают люди разных возрастов, профессий, материальных и социальных статусов. В самом общем приближении оно связано с переживанием человеком его оторванности от сообщества людей, семьи, исторической реальности, гармоничного ...

Клинико-социальная характеристика семейной депривации
Социализация ребенка в ведущих сферах его социальных отношений может протекать в оптимальных адаптивных условиях или в условиях, сопровождающихся средовой психической дезадаптацией. Средовая психическая дезадаптация является понятием, ко ...