Применение элементов терапии творческим самовыражением в работе практического психолога с детьми подросткового и юношеского возраста

Информация о психологии » Применение элементов терапии творческим самовыражением в работе практического психолога с детьми подросткового и юношеского возраста

Страница 7

Аутистическое мироощущение [рис.4,5] – "символизм", "сказочность", "сгусток осеннего настроения".

Демонстративное мироощущение [рис.6,7] – "оригинальность", яркость.

В заключении занятия говорим о том, что разнообразие характеров, различия в мироощущении людей составляют духовное богатство всего Человечества. Важно изучить, принять свою индивидуальность, знать свои сильные стороны, поступать и творить по своему, в соответствии со своими особенностями, и проявлять уважение к индивидуальности другого человека, помня о том, что он может видеть мир совсем не так как мы.

Следующее занятие было посвящено знакомству с творческими произведениями учащихся, создание которых было домашним заданием на первом занятии. Дети принесли рисунки, коллажи, стихотворения, афоризмы, литературные зарисовки. В этих работах была отражена творческая и характерологическая индивидуальность авторов. Ребята знакомили друг друга со своими творческими портретами, разглядывали предрасположенность к тому или иному мироощущению, говорили о тех чувствах и эмоциях, которые возникали при работе. Приведем в пример несколько работ учащихся.

"По-новому взглянула в свои дневники, теперь это для меня не просто возможность "разрядиться", а возможность выразить себя. Раньше мечтала, что найдут эти записи когда-нибудь потом и поймут меня, мой мир, но сейчас, чувствую, что главное – то, что я пытаюсь сама себя понять. Никогда не могла себя заставить писать насильно, ежедневно записывать в дневник сколько часов потратила на уроки, кого сегодня встретила, о чем говорили. Могу писать, когда вдохновлена, когда выходят слова, отражающие меня. Могу писать, когда взволнована и хочу переложит эту взволнованность на бумагу. (Ученица 10 класса, 16 лет. Аутистический характер)

Сейчас конечно же зима,

Мороз свиреп и ночь темна.

Но верится, что будет лето

И будет все теплом согрето.

Земля плодородною станет,

Покроется зеленью вся.

Как к лету, как к лету нас манит,

Но сейчас, к сожалению, зима.

(Ученик 10 класса. 16 лет.

Тревожно-сомневающийся характер)

"Совершенно необходимо, чтобы внутренний мир каждого человека, его фантазии и мечты о нереальном находили иногда отражение во внешнем мире, таком прозаичном и жестком. Будь то радуга, мелькнувшая в капле мутной до этого воды, или звезды ночью над темным уснувшим собственным, будто игрушечным домом, пронзительно напомнят о времени и расстояниях, о забытых детских устремлениях и мечтах." (Ученик 10 класса. 17 лет. Аутистический характер.)

"Все о чем мы говорили на занятиях произошло и со мной. Я не помню уже из-за чего сильно расстроилась и вдруг увидела в книжке рисунок – тюлененок, маленький, милый, пушистый. Я успокоилась, сразу захотелось его погладить, заботиться о нем. И теперь я помню, что моя цель – это прийти в мир, неся с собой немного заботы и поддержки." (Ученица 10 класса. 16 лет. Сенситивный характер.)

Автор коллажей, ученица 10 класса, так выразила свое аутистическое отношение к творчеству: "творчество – это способ обмануть повседневность, понимаемую мною как тесные стены маленькой квартиры, низкие потолки. Можно сказать, что я коллекционирую нереальные впечатления. Однажды в полярную ночь в нашем районе выключили свет, я была на улице в тот момент. Сначала дома казались мертвыми, но люди в квартирах стали зажигать свечи и дома снова обрели души – это было очень красиво.

В конце занятия еще раз говорим о том, что творческое отношение к повседневности, к искусству, к другим людям помогает нам полнее себя проявить и познать. Окружив себя близкими нам вещами, книгами, репродукциями почувствуем свою особенность, индивидуальность, свой склад характера. И будем жить, помня о своих слабых и сильных сторонах, помогая себе творчеством лучше понять себя. Заканчиваем занятия словами Б.Л. Пастернака: "Единственное, что в нашей власти – это суметь не исказить голоса жизни, звучащего в нас".

После проведения этих занятий в самоотчетах учащиеся писали, что стали лучше понимать, что с ними происходит, понимать проявления своего характера, индивидуальность. Многие учащиеся отмечали, что они стали относится к себе не только негативно, как раньше, а более объективно, понимая и проявляя свои сильные стороны. Так же учащиеся отмечали, что теперь они могут полнее выразить свой внутренний мир, отношение к чему-то, свою индивидуальность.

Страницы: 2 3 4 5 6 7 

Еще по теме:

Интеллект: определения, и классификация
В истории психологических исследований проблема интеллекта, являясь, с одной стороны, наиболее изучаемой и распространенной (ей посвящено наибольшее количество работ), с другой стороны, остается самой дискуссионной. Так, например, до наст ...

Перспективы подростков больших и малых городов
В настоящее время изучением временной перспективы занимаются многие психологи, однако, в современной социальной психологии временная перспектива формирующейся личности остается важной и малоизученной проблемой. Временная перспектива соотн ...

Понятие нормы и патологии в современной психологии. Основные подходы к дихотомии «норма – патология»
В настоящее время в психологии все ещё не существует единого представления о норме. Одним из ведущих источников заимствований в психологии является понятийный аппарат медицины, в частности, психиатрии. В психиатрии понятие «нормы» традици ...