Психология развития Жана Пиаже

Страница 10

Пиаже[21] утверждал также, что способности к сохранению нельзя научить прямым путем и ребенок не может ее приобрести до тех пор, по­ка его развитие не подготовит его к этому. Он считал, что развитие спо­собности к сохранению зависит от сочетания взросления и соответст­вующего приобретенного опыта, которые позволяли этой способнос­ти развиться «спонтанно». Однако другие исследователи показали, что овладение навыками сохранения можно несколько ускорить посредством обучения[22].

Стадия конкретных операций (возраст от 7 до 11 лет).Это стадия, на которой ребенок развивает в себе способности к логическим операциям, или мышлению, характеризуемому мысленными действиями или усвоенными мыслями, которые могут быть обращены вспять и, следовательно, дают ребенку возможность приходить к логическим выводам.

Согласно Пиаже (1970)[23], у логических операций есть четыре характеристики: 1 они являются действиями, которые можно выполнить голове, 2 они обратимы, 3 они приобретают некоторую неизменность, или сохранение, и 4 они являются частью одной системы

Вплоть до этой стадии мышление ребенка имело корни в видимом ощущаемом мире. Любое расхождение между восприятием и логикой разрешалось в пользу восприятия. На этой же стадии мышление сдвига­ется в интеллектуальную, логическую область, позволяя ребенку решать в голове конкретные проблемы. Конкретно-операциональное мышле­ние является менее эгоцентрическим и менее центрированным, чем дооперациональное мышление. Более того, оно становится как трансформационным, так и обратимым, давая ребенку возможность решать самые различные проблемы, связанные с операциями сохранения.

Очевидно, что конкретно-операциональное мышление является более передовым и логическим, чем дооперациональное. Однако у него все же есть ограничения. Его логику можно успешно применять только к реальным объектам, наблюдаемым в данный момент. Но его логику нельзя применять столь же успешно для решения гипотетических или абстрактных проблем, например проблем, содержащих множество переменных величин и требующих в то же время применения абстрактных принципов.

Инверсия и компенсация. Одну из форм обратимости, используемую детьми на стадии конкретных операций, Пиаже (1967)[24] назвал инверси­ей. Инверсия - это применение обратимости к проблемам, связанным с порядком или последовательностью. Уэдсворт[25] (1989) сообщает об ис­следовании, в котором три шарика для пинг-понга положили в трубку: сначала черный шарик, потом белый и затем полосатый. Дети на дооперациональной стадии и дети на стадии конкретных операций сознавали, что шарики будут как существовать внутри трубки, так и появляться из нее в том же порядке, в котором они туда помещены: 1 черный, 2 белый, 3 полосатый. Затем трубка была перевернута, повернута «вверх ногами». Теперь дети на дооперациональной стадии мышления все еще думали, что шарики появятся из трубки в том же порядке, в котором их туда положили; дети на стадии конкретных операций сознавали, что вследствие инверсии шарики появятся в обратной последовательности: 1 полосатый, 2 белый, 3 черный.

Конкретно-операциональное мышление характеризуется также вторым видом обратимости, называемым компенсацией, которая отражает логику одного измерения, равно компенсирующую логику другого измерения. Когда жидкость выливают из низкого широкого сосуда в высокий узкий сосуд, то ребенок на конкретно-операциональной стадии развития сознает, что количество воды остается тем же самым, потому что увеличенная высота сосуда компенсируется его узостью. Существует соотношение между высотой и шириной в том, как они влияют на объем. Если высота увеличивается, а это компенсируется за счет меняющейся ширины, то объем может оставаться одним и тем же.

Страницы: 5 6 7 8 9 10 11 12 13

Еще по теме: