Психология развития Жана Пиаже

Страница 8

Эгоцентризм. Одна из основных особенностей дооперационального мышления - это озабоченность ребенка самим собой и своей собственной частной точкой зрения. Эгоцентричные на стадии дооперационального развития дети не могут принять точку зрения другого человека, они считают, что все другие смотрят на какие-то вещи и думают о них совершенно так же, как они. Более того, на дооперациональной стадии дети не ставят под сомнения свои собственные мысли, даже если им дают доказательство их неправоты. Они считают, хотя и ненамеренно, что их идеи и ощущения верны. А поэтому доказать им что-нибудь либо трудно, либо невозможно. Не так уж необычно, чтобы на этой стадии развития дети разговаривали сами с собой и не слушали другого человека, который разговаривает с ними.

Эгоцентризм - это фактор, действующий с целью ограничить развитие, причем он проявляется в каком-то виде на каждой стадии развития. Точно так же как на сенсорно-моторной стадии ребенок является первоначально эгоцентричным в том, что неспособен отличить себя в качестве объекта от других объектов, на дооперациональной стадии ребенок первоначально эгоцентричен в том, что не может различать свои мысли и мысли других людей. Эта тенденция уменьшается по мере того, как ребенок проходит через эту стадию развития.

Центрирование. Получив зрительный стимул, ребенок, находящийся на дооперациональной стадии, стремится сфокусировать, или центрироватъ, все свое внимание только на одном аспекте или свойстве такого стимула в каждый момент. Восприятие, или то, как вещи выглядят, доминирует в любом мысленном задании, поскольку ребенок фокусирует свое внимание именно на внешнем виде.

Нетрансформационное рассуждение. На дооперациональной стадии ребенок не фокусирует свое внимание на трансформации предмет претерпеваемой им на пути от начального к конечному состоянию. Вместо этого ребенок концентрирует свое внимание на элементах в последовательности таких превращений или на каждом последовательно возникающем состоянии. Например, когда четырехлетним детям показывали стакан воды, которую затем выливали в другой стакан, спрятанный за экраном, многие из них правильно понимали, что в этом невидимом стакане столько же воды, сколько ее было в первом стакане. Однако когда воду из первого стакана выливали в меньший стакан, кото­рый дети могли видеть, все они говорили, что во втором, более низком стакане воды меньше, чем в первом. Дети, находящиеся на дооперациональной стадии развития, сосредоточивали свое внимание лишь на начальном и конечном состоянии, не учитывая ту трансформацию, которая имела место между ними. Нетрансформационное рассуждение делает невозможным логичное мышление.

Необратимость. Способность поворачивать мысль в обратном на­правлении, или следовать за линией рассуждения вспять, к тому мо­менту, где оно началось, является, согласно Пиаже (1954)[20], одной из важнейших характеристик интеллекта. Для того чтобы понять, что что-то, изменившееся внешне, не изменилось количественно, ребе­нок должен суметь мысленно обратить назад операцию изменения и восстановить первоначальный вид этой вещи у себя в голове. Если кто-то наедет на ваш автомобиль и сделает в нем вмятину, то вы все же сможете сказать, что это ваш автомобиль и все же сможете вообразить или мысленно представить себе, как он выглядел без этой вмятины. Вы можете это сделать потому, что операциональное мышление позво­ляет вам «прокрутить» событие в обратную сторону, так сказать, «думать назад». Дооперациональное мышление на это не способно. Для ребенка, который находится на дооперациональной стадии развитиия мышление необратимо. Раз уж что-то изменилось, то это «новая» вещь, отличающаяся от оригинала.

Страницы: 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13

Еще по теме:

Духовные последствия внебрачных отношений
Мужья и жены перестают существовать по отдельности, они – одно целое. Это слияние несет в себе силу и жизнь. Сначала в любви вместе соединяются души. Затем их любовь переходит в завет клятв и обещаний перед Богом. Апогеем этого является с ...

Проблемы взаимоотношений подростков со взрослыми.
Отрочество- период, когда подросток начинает по - новому , оценивать свои отношения с семьёй. Стремление обрести себя как личность порождает потребность в отчуждении от всех тех, кто привычно из года в год оказывал на него влияние, и в пе ...

Анализ процесса реагирования
Одним из наиболее интересных аспектов изучения стресса является анализ процесса реагирования на экстремальное воздействие. Его принципиальный механизм отражен в описанной Г. Селье последовательности основных этапов развития общего адаптац ...