Психология развития Жана Пиаже

Страница 9

Если ребенку на дооперациональной стадии дать два одинаково длинных ряда из 8 монет каждый, то такой ребенок распознает, что эти два ряда равны между собой. Если же один из рядов удлинить и ребенок буде видеть это, он все же будет ощущать, что в удлиненном ряду больше монет. Ребенок на дооперациональной стадии мышления не может обратить, или вернуть назад, такое удлинение ряда у себя в голове, чтобы «увидеть», что ряд все еще содержит то же самое число монет, что и раньше, только теперь они расположены дальше друг от друга. Ребенок, находящийся на этой стадии, не может обратить действие, а потому в своих суждения о предметах зависит только от восприятия или внешнего вида их.

Выдвинутые Пиаже четыре понятия — эгоцентризм, центрирование, трансформационное мышление и необратимость — тесно связаны друг с другом. Когда ребенок фокусирует все внимания на себе, судит о вещах по одному лишь измерению и не обращает внимания на трансформацию вещей или на действия, которые заставляют вещи изменяться, то отсюда, разумеется, следует, что такой ребенок не будет в состоянии мыслить обратимо, или представить вещь такой, какой она когда-то была. Поскольку физическая реальность идет только в одном направлении - вперед, у ребенка, находящегося на дооперациональной стадии, отсутствуют физические модели обратимого мышления. И только тогда, когда зрелость и опыт объединятся, чтобы помочь ребенку преодолеть эгоцентрические, центрированные и нетрансформационные рамки мышления, способность к обратимому мышлению станет возможной.

Сохранение — это идея или осознание того, что величина или количество чего-то остается без изменения независимо от изменений в любом другом, не относящемся к величине или количеству, измерении. Ребенок способен к операции сохранения, если может распознать, что число монет или точек в каждом из двух рядов яв­ляется одинаковым даже в том случае, когда монеты или точки в одном ряду находятся дальше, чем монеты или точки во втором ряду. Это называется сохранением числа.

Ребенок способен также к операции сохранения, когда может по­нять, что площадь, заключенная в двух разных формах, - даже если у этих форм разное расположение - является оди­наковой. Это называется сохранением площади.

И наконец, ребенок способен к операции сохранения, когда может понять, что количество воды в двух стаканах разной формы на самом деле одинаково, даже если уровень воды в одном из них выше. Это называется сохранением объема.

По мере того, как осуществляется переход от дооперационального мышления к конкретному операциональному мышлению, появляется способность к операции сохранения. Мало вероятно, что эта способ­ность появится тогда, когда мышление ребенка сильно характеризуется эгоцентризмом, центрированием внимания, нетрансформационностью и необратимостью, потому что такой характер мышления несо­вместим со способностью совершать мысленные операции, подобные операции сохранения, которая является логической, не зависящей от того, какова видимость вещей. Поэтому способность к операции со­хранения не проявляется почти до конца дооперациональной стадии и не развивается полностью до того момента, когда ребенок вступает в стадию конкретных операций.

Таким образом, возникновение мысленного сохранения является постепенным процессом. Он растягивается от возраста ребенка, равного примерно 5—6 годам, когда появляется способность к операции сохра­нения числа, до примерно 11 или 12 лет, когда появляется способность к операции сохранения твердого объема. В течение этого периода (с 7 до 8 лет) появляется сохранение площади и жидкого объема. Отсюда опера­ция сохранения в какой-то степени перекрывает две стадии развития.

Страницы: 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13

Еще по теме:

Развитие внимания умственно отсталых школьников
Под вниманием понимают направленность психической деятельности человека, ее сосредоточенность на объектах, имеющих для личности определенную значимость. Внимание может быть направленно как на объекты внешнего мира, так и на собственные мы ...

Деловая беседа как форма управленческого труда
под деловой беседой понимается осмысленное стремление одного человека или группы людей посредством слова вызвать желание у другого человека или группы людей к действию, которое изменит хотя бы что-то в какой-либо ситуации или установит но ...

Факторная матрица.
Факторный анализ – это ветвь математической статистики. Его цели, как и цель других разделов математической статистики, заключается в разработке моделей, понятий и методов, позволяющих анализировать и интерпретировать массивы эксперимента ...