Психология развития Жана Пиаже

Страница 3

Если продолжить ранее приведенную иллюстрацию, где схемы уподоблялись каталожным карточкам, то аккомодация означает, что человек добавляет новые «каталожные карточки», находя ближайшую имеющуюся, а затем видоизменяя ее. Если вы только начали препода­вать, то у вас, возможно, нет схемы того, как поступать с учащимися, которые не выполнили работы, но вы, возможно, вспомните, как ре­шал эту проблему ваш учитель, а затем модифицируете такой подход, чтобы он соответствовал вашей теперешней ситуации. Сделав это, вы получите схему того, как поступать в случае невыполнения задания, и вы, вероятно, сумеете использовать ее, чтобы ассимилировать такие ситуации в будущем, когда эта проблема возникнет вновь.

Ассимиляция и аккомодация — это процессы, которые дают людям возможность расти и постоянно адаптироваться к окружающей их сре­де. Ассимиляция позволяет людям лучше использовать те схемы, кото­рые у них имеются, а аккомодация помогает им изменить свои схемы так, чтобы они соответствовали новым ситуациям. При ассимиляции ситуация подходит к существующим схемам, а при аккомодации суще­ствующие схемы изменяются или вырабатываются новые схемы, что­бы подходить для данной ситуации. Согласно Пиаже (1952)[8], игра является примером, по существу, чистой ассимиляции в том смысле, что что-то делается как обычно, т.е. как простая повторяющаяся деятель­ность. Напротив, имитация является примером существенно чистой аккомодации в том отношении, что человек делает что-то, чего он не делал никогда раньше, наблюдая и копируя такое действие у кого-то еще. Все остальные жизненные ситуации оказываются где-то посередине между этими двумя случаями.

Согласно Пиаже, должен существовать баланс между ассимиляцией и аккомодацией, так же как он должен быть между человеком и окружающей его средой. Жизнь не может быть только игрой, потому что тогда не узнаешь ничего нового. Не может быть она и только имитацией, потому что тогда не будет личности или стабильности. В жизни должно быть достаточно аккомодации чтобы встречаясь с новыми ситуациями, адаптироваться к ним, и ассимиляции, чтобы быстро и эффективно использовать имеющиеся схемы. Другими словами, между этими двумя процессами должно существовать состояние равновесия, которое в свою очередь делает возможным состояние равновесия между личностью и окружающей ее средой. Когда равновесия или баланса нет, надо что-то сделать, чтоб добиться его. Это «что-то» является либо аккомодацией, либо ассимиляцией в зависимости от обстоятельств. Реализация этих процессов в попытке восстановить равновесие называется уравновешиванием, причем оно представляет собой главный источник мотивации в системе Пиаже[9].

Основой для развития увеличивающейся интеллектуальной спо­собности ребенка является процесс уравновешивания. По мере того как возникает новый опыт, у маленького ребенка появляется мотива­ция развивать новые схемы, чтобы справляться с ним посредством ак­комодации. Как только эти новые схемы будут развиты, ребенок полу­чает затем мотивацию использовать их посредством ассимиляции. «Файл с каталожными карточками» постоянно расширяется, причем каждый новый этап развития закладывает основу для последующего развития, упорядоченного и постепенного. Поскольку равновесие всегда устанавливается лишь на мгновение и каждая новая встреча со средой обитания нарушает его, процесс уравновешивания или стрем­ления достичь равновесия служит в качестве постоянного мотиватора интеллектуального развития на протяжении всего детства.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8

Еще по теме:

Корреляционный анализ
Корреляционный анализ (от лат. «соотношение», «связь») применяется для проверки гипотезы о статистической зависимости значений двух или нескольких переменных в том случае, если исследователь может их регистрировать (измерять), но не контр ...

Психологические закономерности профессионализации
Одна из основных задач психологической науки и практики заключается в том, чтобы помогать человеку наиболее полно и эффективно реализовать себя в труде, получать удовлетворение от трудового процесса. Решение указанной задачи возможно лишь ...

Общая теория конфликтов
Конфликт – это спор, столкновение двух или человек или групп за обладание одним и тем же социальным благом, которое имеет одинаково высокую ценность для обеих сторон. Иными словами, конфликт возникает только тогда, когда это благо нельзя ...